Сказ о Тольятти...

Четверг, 18 августа. День первый. Пермь. Шесть часов утра. В предрассветной тьме группа из пяти парней и пяти девчонок усаживается в Газель, которая незамедлительно стартует в сторону города Тольятти Самарской области, где сегодня вечером должен начаться семинар, организованный Хабадом для ездивших весной в Польшу. Такова преамбула.

Дальше… Поначалу всё было хорошо. Ехали бодро, весело и т.д.. но по мере того, как часы шли, настроение наше постепенно падало. Сначала оказалось, что я забыл дома курицу, потом - просто надоело, а потом начала болеть попа. Никогда не пробовали ехать семнадцать часов в маршрутке? Попробуйте. Вам понравится!..

Ижевск… очень советский город. Обшарпанные дома, уже позабытые у нас автобусы ЛИАЗ, невнятная разметка на плохонького качества дорогах, низкого качества (как в смысле содержания, так и исполнения) реклама… подобное чувство неприятной ностальгии я последний раз испытывал в Люблине.

Однако это были ещё цветочки, о ягодках, впрочем, позднее...

Пока же уже - на закате - у Миши звонит телефон: Мишин папа интересуется, как мы устроились. "Мы ещё едем, - сообщает ему Михаил и заодно просит отца поздравить Залмана с.. каким-нибудь христианским праздником. Всё равно каким. Остальные единодушно присоединяются к поздравлениям.

Однако долго ли, коротко ли - уже после заката мы въехали в Тольятти. Несмотря на усталость, отданные злобным гаишникам триста рублей и остоебенивший диск с ёбнутым лягушонком.

Едучи по Тольятти, созваниваемся с Шломо Дайчем (да-да, именно он был главным организатором семинара!) и встречаемся-таки с ним возле одного из постов ДПСа. Стоять там нельзя, но вот уж кто умеет говорить с гайцами, так это Дайч-старший, да...

Вслед за ним (весьма уверенно ведущим свой KIA Carnival) спускаемся к Волге, где буквально в пятнадцати минутах от города расположена база отдыха, где и будет проходить семинар.

Когда мы, уставшие, но повеселевшие – приехали! – вытряхивались из машины, было уже темно. Подхватываем сумки и во главе маленькой кавалькады прорезаем неплотные группки общающихся, собравшихся посмотреть на долбоёбов, ехавших целый день в маршрутке.

Бросаем сумки и идём на ужин. Ключей не дают - "Мы же все евhеи!" © Шломо. Ага. А если ноут и две камеры уйдут, то платить за них кто будет? Мировой сионизм? Ключи, кстати, после ужина выдали – в чём нельзя не усмотреть прямых заслуг Анастасии – местной мадрихи и просто очень хорошего человека. Однако о ней – после, а пока столы были сдвинуты в сторону, а присутствующие жиды числом 60+ сели в кружок и стали кратко представляться. Имя и город. (ИМХО - слишком кратко, полминуты на человека заняло бы меньше часа и добавило бы веселья сверх меры). Тут же были представлены и равы, обеспечивающие культурную учебную программу, а также мадрихи – милые раздолбаи ребята, о работе которых Шая Гиссер (о.. на этом знаковом субъекте я остановлюсь подробно!) на следующий день сказал «В чём заключается ваше мадрихуйство?!»

После ужина все пошли раскладываться, знакомиться, гулять с новыми знакомыми по парку, качаться на подвесных лавочках, наконец, репетировать лехаим! Затянулось это.. надолго, в общем, затянулось. Спали мы часа четыре (и это, кстати, неплохо). Шуткой дня по праву был признан заданный из темноты вопрос «А Пермь – это в Красноярском крае?» На этой жизнеутверждающей ноте мы, отсмеявшись, отправились спать.

Пятница, 19 августа. День второй. Утром Шая Гиссер зазвал нас на лекцию «Кто такие евреи», на которой мы замёрли в силу прохладной погоды и немного не сошлись во мнениях по поводу того, кто был первым евреем – рав Гиссер придерживается мнения, что это был Авраам, я же, в силу некоторых знаний, почерпнутых из когда-то изучаемой науки этнологии был вынужден с ним не согласиться… в обсчем, стороны остались «при своих». Далее во время одного из перерывов был открыт клуб сонериков, которые посредством «синих зубов» обменивались различными звуками, изображениями и просто общались.

Рав Шая Гиссер родился в Одессе. И это многое объясняет. Закончил исторический факультет Одесского университета. В начале девяностых уехал в Израиль, откуда периодически приезжает в Россию. Женат, имеет пятерых детей и своеобразные взгляды на жизнь. Чрезвычайно умный, эрудированный и интересный собеседник. Оценка персонажа близка к максимальной. Афтар жжОт!

После обеда мадрихи устроили тренинг на знакомство. Устроили и устроили. Помогло. А потом.. потом мы имели неосторожность повстречаться с отъезжающей в город Настей и быстренько напросились прокатиться вместе с ней – посмотреть город. Целями поездки, техническим обеспечением которой занимался Шломо, были взять гитару (ой… какой печальной участи подверглась эта гитара…) и запастись лехаимом. Сначала у мамы одного из жидовствующих была взята гитара, после чего мы поехали в большой универсальный магазин (сиречь Гипермаркет), где Шломо предстояло затариться огненной водой, а Насте – договориться с администратором боулинга на предмет продления игрового времени и ещё о чём-то на предмет бильярда (хм.. всегда казалось, что пишется «биллиард», но спеллчекер Ворда меня в этом разубеждает…). Закупившись пивом, чипсами и сухариками, мы понеслись в обход супермаркета – в подземелье, содержащее шикарный – у нас такого нет – развлекательный комплекс для любителей поиграть в вышеупомянутые игры, а также посмотреть НТВ+ Спорт, НТВ+ Футбол и т.д. Размеры, а самое главное атмосфера – выше всяких похвал! Но это было уже потом, а пока что торопящийся на лекцию Шломо укатил, оставив нас добираться на маршрутке. Нехорошо. Что и пыталсь, вопреки моему предупреждению, объяснить ему Настя. Что бессмысленно, конечно.

А потом был Шабат. Настоящий. С молитвой (на холодном ветру). С Лехаимом и трапезой. С субботними историями. Словом, нормальный такой Шабат. После которого желающие продолжали делать Лехаим – что и требовалось доказать, впрочем…

Суббота, 20 августа. День третий, или о шашлыках. В ходе которого оказалось, что Лурик – не такой уж презренный городской хмырь и умеет вполне пристойно насаживать мясо на шампур, что Шломо Дайчу в качестве антуража прекрасно подходит тазик с помидорами, а самый лучший Лехаим – это когда к вам подходят сзади и, запрокинув голову, вливают водку из горла.

Однако обо всём по порядку. С утра мы имели счастье поспать до десяти! До десяти! После сидели на солнышке с Гиссером и слушали про антисемитизм. Хотя я, признаюсь, больше сосредоточился на самом лекторе и его манере проводить занятие – как-никак, педагогическую практику на пятом курсе пока никто не отменял J.

После обеда общение продолжалось, и нас всё устраивало. Даже скучноватые рассказы рава Горелика о своей семье и жизни. Тем более что мы знали, что вечером всё станет интереснее…

И он, наконец, наступил. Уже в сумерках две огромных кастрюли с сырым куриным полуфабрикатом были погружены в машину Шломо и отвезены на берег. Туда же доставили угли, два мангала, овощи-фрукты и гитару. Праздник разгорался, мы пришли с камерами, Сашка Волков приватизировал гитару, Мишка с Арсением нанизывали мясо на шампуры, Макс, Игорь и Шая Гиссер священнодействовали у мангалов… постепенно каждый получил по добротному куску сочного мяса, а потом ещё и ещё… кульминацией праздника стала песня пермских хабадников, в ходе которой Шломо не побоялся телефонным звонком разбудить Залмана и дважды дать ему прослушать слова «С нами Залман – вот так!» Дальше нетрезвый Волк имел неосторожность пообещать Шломо сделать обрезание как можно быстрее (о том, что из этого вышло – см. стр. Х), после чего обильные возлияния продолжались и закончились тем, что Шломо и Волк уханькались в дым и разъебали гитару.

Мы же ещё долго сидели на сдвинутых лавочках. Слушали рассказы и байки Шаи Гиссера, ели шашлык, мёрзли, потом накрылись одеялом… потом мимо проходил Шломо и предложил сделать Лехаим. Стаканчика вблизи не оказалось, и Шломо, запрокинув мне голову, просто влил в рот водку из горла. Немного. Зато очень действенно – я моментально согрелся, что позволило протянуть ещё полчаса и перебазироваться к Шае лишь после того, как ребят от холода стало просто трясти. Там нам налили виноградного сока с кипятком и все – а собралось ещё около десятка страждущих пообщаться – моментально согрелись. Это позволило нам просидеть ещё довольно много времени, пока многие не стали засыпать. «Что ты меня подкалываешь! – жаловался Миша наутро, - не я один там засыпал!» «Да, но только ты при этом сопел!» - смеялся я. В общем, посидели замечательно.

Воскресенье, 21 августа. День четвертый и последний. Ознаменовавшийся небезинтересной лекцией Шломо Дайча "Еврейская семейная жизнь" (на аналогичную лекцию Дины Дайч мы по понятным причинам не попали), в ходе которой выяснились некоторые любопытные детали; кроме того, истинный подарок сделал Шая Гиссер, организовавший внеплановую (и очень интересную) лекцию «Арабо-израильский конфликт», прочтенную «по заказам трудящихся».

Потом было фотографирование, полдник, день тем временем клонился к вечеру – а стало быть, нас ждал боулинг, бильярд и прочие развлечения. В предвкушении этого мы быстро погрузились в автобусы и отправились в город.

Шары, что и говорить покатали очень славно. Обидным было только то, что результаты мои шли по нисходящей: первый кон я легко выиграл со 118 баллами (из первых трёх бросков два были страйками – и это после полутора лет застоя!), второй уступил Стасу 101:102, а дальше.. в общем, это был не день Бекхэма

Зато на обратном пути мы неплохо погуляли. Заговор (идейным вдохновителем которого была Настя, а непосредственным исполнителем – я) был составлен ещё за пару дней до этого и в нужный момент семь человек, намеренно погрузившихся в один автобус, покинули его и отправились гулять – сначала в направлении памятника основателю Тольятти (и Перми, кстати, тоже) Василию Никитичу Татищеву, а потом – просто в направлении базы. Из минусов – был пропущен фидбэк. В плюсах – всё остальное: погуляли, пообщались, посмотрели местные достопримечательности в лице памятника и некоего подъема, на который женихам предполагается внести невест на руках. Условие задачи: не зная длины подъёма, рассчитайте приблизительное время, согласно которому девочка Ирина выйдет за меня.

Вернулись уже в полночь. Ложиться не собирались – выезд был назначен на шесть утра. Провожать нас собрались, кажется, все неспящие. Последний обмен адресами и телефонами, прощальные поцелуи и объятья – и мы едем домой. Боря Кабановский был посрамлен - водка не понадобилась – мы вырубились и так, оклемавшись лишь ближе к четырём часам дня. Всё это время стойко переносивший превратности судьбы и показавший себя молодцом наш водитель Андрей ехал на трёх цилиндрах – уже после Самары прогорел один из клапанов.

Газель. Оооо, это отдельная тема! Шумный и жесткий микроавтобус на шасси грузовичка под дождём превращается в резонирующее жестяное корыто. Разговаривать невозможно – всё заглушает гул льющейся на крышу воды. Для организаторов поездки сообщаем: для длительных поездок подобное средство передвижения категорически не годится. В следующий раз, ребе Залман, ты поедешь с нами! J

Миновав Ижевск, мы поняли, что очень хочется домой. В Пермь. Оставшиеся часы тянулись очень долго, но всему приходит конец – пришёл он и нашей одиссее, благополучно завершенной в родном городе, куда мы и прибыли уже заполночь, испытав при этом чувство глубокого удовлетворения от возвращения домой.

Итоги? О! Новые знания, масса новых знакомых и впечатлений, приятные воспоминания, несколько десятков фотоснимков и твёрдая уверенность в необходимости посещения (и проведения) подобных семинаров.

 

 

Константин Долгановский

Пермь – Ижевск – Тольятти – Пермь

Используются технологии uCoz