Сказ о Тольятти...
Четверг, 18
августа. День первый. Пермь. Шесть
часов утра. В предрассветной тьме группа из пяти парней и пяти девчонок
усаживается в Газель, которая незамедлительно стартует в сторону города
Тольятти Самарской области, где сегодня вечером должен начаться семинар,
организованный Хабадом для
ездивших весной в Польшу. Такова преамбула.
Дальше… Поначалу всё было
хорошо. Ехали бодро, весело и т.д.. но по мере того,
как часы шли, настроение наше постепенно падало. Сначала оказалось, что я забыл
дома курицу, потом - просто надоело, а потом начала болеть попа. Никогда не
пробовали ехать семнадцать часов в маршрутке? Попробуйте. Вам понравится!..
Ижевск… очень советский
город. Обшарпанные дома, уже позабытые у нас автобусы ЛИАЗ,
невнятная разметка на плохонького качества дорогах, низкого качества (как в
смысле содержания, так и исполнения) реклама… подобное чувство неприятной ностальгии
я последний раз испытывал в Люблине.
Однако это были ещё цветочки, о ягодках, впрочем,
позднее...
Пока же уже - на закате - у Миши звонит телефон: Мишин
папа интересуется, как мы устроились. "Мы ещё едем, - сообщает ему Михаил
и заодно просит отца поздравить Залмана с.. каким-нибудь христианским праздником. Всё равно каким. Остальные единодушно присоединяются к поздравлениям.
Однако долго ли, коротко ли - уже после заката мы
въехали в Тольятти. Несмотря на усталость, отданные злобным гаишникам триста
рублей и остоебенивший диск с ёбнутым
лягушонком.
Едучи по Тольятти, созваниваемся с Шломо
Дайчем (да-да, именно он был главным организатором
семинара!) и встречаемся-таки с ним возле одного из постов ДПСа.
Стоять там нельзя, но вот уж кто умеет говорить с гайцами,
так это Дайч-старший, да...
Вслед за ним (весьма уверенно ведущим свой KIA Carnival) спускаемся к Волге, где буквально в пятнадцати
минутах от города расположена база отдыха, где и будет проходить семинар.
Когда мы, уставшие, но повеселевшие – приехали! –
вытряхивались из машины, было уже темно. Подхватываем сумки и во главе
маленькой кавалькады прорезаем неплотные группки общающихся,
собравшихся посмотреть на долбоёбов, ехавших целый
день в маршрутке.
Бросаем сумки и идём на ужин. Ключей не дают -
"Мы же все евhеи!"
© Шломо. Ага. А если ноут и
две камеры уйдут, то платить за них кто будет? Мировой сионизм? Ключи, кстати,
после ужина выдали – в чём нельзя не усмотреть прямых заслуг Анастасии –
местной мадрихи и просто очень хорошего человека.
Однако о ней – после, а пока столы были сдвинуты в сторону, а присутствующие жиды числом 60+ сели в кружок и стали кратко представляться.
Имя и город. (ИМХО - слишком кратко, полминуты на человека заняло бы меньше
часа и добавило бы веселья сверх меры). Тут же были представлены и равы, обеспечивающие культурную учебную программу, а
также мадрихи – милые раздолбаи
ребята, о работе которых Шая Гиссер
(о.. на этом знаковом субъекте я остановлюсь подробно!) на следующий день
сказал «В чём заключается ваше мадрихуйство?!»
После ужина все пошли раскладываться, знакомиться,
гулять с новыми знакомыми по парку, качаться на подвесных лавочках, наконец,
репетировать лехаим! Затянулось это..
надолго, в общем, затянулось. Спали мы часа четыре (и это, кстати,
неплохо). Шуткой дня по праву был признан заданный из темноты вопрос «А Пермь –
это в Красноярском крае?» На этой жизнеутверждающей ноте мы, отсмеявшись,
отправились спать.
Пятница, 19
августа. День второй. Утром Шая Гиссер
зазвал нас на лекцию «Кто такие евреи», на которой мы замёрли в силу прохладной
погоды и немного не сошлись во мнениях по поводу того, кто был первым евреем – рав Гиссер придерживается мнения,
что это был Авраам, я же, в силу некоторых знаний, почерпнутых из когда-то
изучаемой науки этнологии был вынужден с ним не согласиться… в обсчем, стороны остались «при своих».
Далее во время одного из перерывов был открыт клуб сонериков,
которые посредством «синих зубов» обменивались различными звуками,
изображениями и просто общались.
Рав Шая Гиссер родился в Одессе. И это многое объясняет. Закончил
исторический факультет Одесского университета. В начале девяностых уехал в
Израиль, откуда периодически приезжает в Россию. Женат,
имеет пятерых детей и своеобразные взгляды на жизнь. Чрезвычайно умный,
эрудированный и интересный собеседник. Оценка персонажа близка к максимальной. Афтар жжОт!
После обеда мадрихи устроили
тренинг на знакомство. Устроили и устроили. Помогло. А потом..
потом мы имели неосторожность повстречаться с отъезжающей в город Настей
и быстренько напросились прокатиться вместе с ней – посмотреть город. Целями
поездки, техническим обеспечением которой занимался Шломо,
были взять гитару (ой… какой печальной участи подверглась эта гитара…) и
запастись лехаимом. Сначала у мамы
одного из жидовствующих была взята гитара, после чего
мы поехали в большой универсальный магазин (сиречь Гипермаркет),
где Шломо предстояло затариться
огненной водой, а Насте – договориться с администратором боулинга на предмет
продления игрового времени и ещё о чём-то на предмет бильярда (хм.. всегда
казалось, что пишется «биллиард», но спеллчекер Ворда меня в этом
разубеждает…). Закупившись пивом, чипсами и
сухариками, мы понеслись в обход супермаркета – в подземелье, содержащее
шикарный – у нас такого нет – развлекательный комплекс для любителей поиграть в
вышеупомянутые игры, а также посмотреть НТВ+ Спорт, НТВ+ Футбол и т.д. Размеры,
а самое главное атмосфера – выше всяких похвал! Но это было уже потом, а пока
что торопящийся на лекцию Шломо
укатил, оставив нас добираться на маршрутке. Нехорошо. Что и пыталсь, вопреки моему предупреждению, объяснить ему Настя.
Что бессмысленно, конечно.
А потом был Шабат.
Настоящий. С молитвой (на холодном ветру). С Лехаимом
и трапезой. С субботними историями. Словом, нормальный
такой Шабат. После которого
желающие продолжали делать Лехаим – что и требовалось
доказать, впрочем…
Суббота, 20
августа. День третий, или о шашлыках.
В ходе которого оказалось, что Лурик
– не такой уж презренный городской хмырь и умеет вполне пристойно насаживать
мясо на шампур, что Шломо Дайчу
в качестве антуража прекрасно подходит тазик с помидорами, а самый лучший Лехаим – это когда к вам подходят сзади и, запрокинув
голову, вливают водку из горла.
Однако обо всём по порядку. С утра мы имели счастье
поспать до десяти! До десяти! После сидели на солнышке с Гиссером
и слушали про антисемитизм. Хотя я, признаюсь, больше сосредоточился на самом
лекторе и его манере проводить занятие – как-никак, педагогическую практику на
пятом курсе пока никто не отменял J.
После обеда общение продолжалось, и нас всё
устраивало. Даже скучноватые рассказы рава Горелика о
своей семье и жизни. Тем более что мы знали, что вечером всё станет интереснее…
И он, наконец, наступил. Уже в сумерках две огромных
кастрюли с сырым куриным полуфабрикатом были погружены в машину Шломо и отвезены на берег. Туда же доставили угли, два
мангала, овощи-фрукты и гитару. Праздник разгорался, мы
пришли с камерами, Сашка Волков приватизировал гитару, Мишка с Арсением
нанизывали мясо на шампуры, Макс, Игорь и Шая Гиссер священнодействовали у мангалов… постепенно каждый
получил по добротному куску сочного мяса, а потом ещё и ещё… кульминацией
праздника стала песня пермских хабадников, в ходе
которой Шломо не побоялся телефонным звонком
разбудить Залмана и дважды дать ему прослушать слова
«С нами Залман – вот так!» Дальше нетрезвый Волк имел
неосторожность пообещать Шломо сделать обрезание как
можно быстрее (о том, что из этого вышло – см. стр. Х), после чего обильные возлияния продолжались и закончились тем, что Шломо и Волк уханькались в дым и разъебали гитару.
Мы же ещё долго сидели на сдвинутых лавочках. Слушали
рассказы и байки Шаи Гиссера,
ели шашлык, мёрзли, потом накрылись одеялом… потом
мимо проходил Шломо и предложил сделать Лехаим. Стаканчика вблизи не оказалось, и Шломо, запрокинув мне голову, просто влил в рот водку из
горла. Немного. Зато очень действенно – я моментально согрелся, что позволило
протянуть ещё полчаса и перебазироваться к Шае лишь после того, как ребят от холода стало просто
трясти. Там нам налили виноградного сока с кипятком и все – а собралось ещё
около десятка страждущих пообщаться – моментально
согрелись. Это позволило нам просидеть ещё довольно много времени, пока многие
не стали засыпать. «Что ты меня подкалываешь! – жаловался Миша наутро, - не я
один там засыпал!» «Да, но только ты при этом сопел!» - смеялся я. В общем,
посидели замечательно.
Воскресенье,
21 августа. День четвертый и
последний. Ознаменовавшийся небезинтересной лекцией Шломо Дайча "Еврейская
семейная жизнь" (на аналогичную лекцию Дины Дайч
мы по понятным причинам не попали), в ходе которой выяснились некоторые
любопытные детали; кроме того, истинный подарок сделал Шая
Гиссер, организовавший внеплановую (и очень
интересную) лекцию «Арабо-израильский конфликт», прочтенную «по заказам
трудящихся».
Потом было фотографирование, полдник, день тем
временем клонился к вечеру – а стало быть, нас ждал боулинг, бильярд и прочие
развлечения. В предвкушении этого мы быстро погрузились в автобусы и
отправились в город.
Шары, что и говорить покатали очень славно. Обидным
было только то, что результаты мои шли по нисходящей: первый кон я легко
выиграл со 118 баллами (из первых трёх бросков два были страйками
– и это после полутора лет застоя!), второй уступил Стасу 101:102, а дальше.. в общем, это был не день Бекхэма…
Зато на обратном пути мы неплохо погуляли. Заговор (идейным вдохновителем которого была Настя, а
непосредственным исполнителем – я) был составлен ещё за пару дней до этого и в
нужный момент семь человек, намеренно погрузившихся в один автобус, покинули
его и отправились гулять – сначала в направлении памятника основателю Тольятти
(и Перми, кстати, тоже) Василию Никитичу Татищеву, а потом – просто в
направлении базы. Из минусов – был пропущен фидбэк.
В плюсах – всё остальное: погуляли, пообщались, посмотрели местные
достопримечательности в лице памятника и некоего подъема, на который женихам
предполагается внести невест на руках. Условие задачи: не зная длины подъёма,
рассчитайте приблизительное время, согласно которому девочка Ирина выйдет за
меня.
Вернулись уже в
Газель. Оооо, это
отдельная тема! Шумный и жесткий микроавтобус на шасси грузовичка под дождём
превращается в резонирующее жестяное корыто. Разговаривать невозможно – всё
заглушает гул льющейся на крышу воды. Для организаторов поездки сообщаем: для
длительных поездок подобное средство передвижения категорически не годится. В
следующий раз, ребе Залман, ты поедешь с нами! J
Миновав Ижевск, мы поняли, что очень хочется домой. В
Пермь. Оставшиеся часы тянулись очень долго, но всему приходит конец – пришёл он
и нашей одиссее, благополучно завершенной в родном городе, куда мы и прибыли
уже заполночь, испытав при этом чувство глубокого
удовлетворения от возвращения домой.
Итоги? О! Новые знания, масса новых знакомых и
впечатлений, приятные воспоминания, несколько десятков фотоснимков и твёрдая
уверенность в необходимости посещения (и проведения) подобных семинаров.
Константин Долгановский
Пермь – Ижевск – Тольятти – Пермь